Материалы >> Социология >> |
|||
|
9. Понятие
идеального типа. Понятие «идеального типа» было введено в социологию М.
Вебером в качестве инструмента, направленного на структуру социальных
феноменов. Поэтому оно содержательно богаче, чем простой термин, и является
модельным понятием. Оно не пытается полностью и «правильно» отразить реальные
структуры, а сознательно их упрощает и модифицирует, то есть в существенных
моментах отклоняется от рассматриваемой действительности. Итак, это не какой-то выдвижной ящик, в который полностью
входит все содержимое, иначе говоря, то, что обозначено данным понятием.
Образно говоря, из этого ящичка всегда свешивается «краешек
действительности». Конечно, можно было бы создать понятия, в которые
предполагаемая действительность укладывалась бы вся без остатка. Но тогда
«выдвижные ящички» оказались бы слишком большими; то есть понятия стали бы
очень общими и малосодержательными. Насколько всеобщими или конкретными,
соответственно, малосодержательными или содержательными, а также узкими или
широкими являются понятия, зависит от цели, которая перед ними поставлена.
Если речь идет о понимании того, что ты хочешь сказать, из ящика стола не
должно выглядывать ни одного сантиметра. Если понятие служит руководством на
пути познания чрезвычайно сложной и труднообозримой действительности, оно
должно быть узким и конкретным: образно говоря, брюки должны быть сшиты впору.
А если уж шов расходится, не беда – в данном случае это повод к новому
открытию. Понятия в науке не являются выражением фактической
реальности, они не произрастают, как цветы, из почвы действительности, а
создаются людьми, чтобы с их помощью познавать ее и сообщаться с ней. Понятия
живого разговорного языка – продукты человеческого сознания, только мы не
знаем, кто их создал. Понятие идеального типа – это в каждом отдельном случае
сознательно построенная мыслительная конструкция, которая и считается идеалом.
Речь здесь идет не об идеалах, к которым стремятся люди, или об идеале,
который представляется исследователю. Нужно только сказать, что имеется в
виду не так называемый реальный образ, который хотя и упрощенно отражает
действительность, но ориентирован на нее так же, как эскиз, который готовит
художник-реалист, прежде чем приняться за картину. Понятие идеального типа создается, когда исследователь в
соответствии со всеми представлениями о том, что считается важным для
культуры и общества, выхватывает из многообразия явлений отдельные явления и
связывает их в единый мыслительный образ. Понятная связь и единый
мыслительный образ базируются на представлении, что то, что доступно
пониманию, направлено на осуществление целей. Рациональные действия субъектов,
ведущие к причинно обусловленным, взаимосвязанным последствиям, могут быть
потом восприняты как типичные социальные структурные образы (например, как
институциональные или когерентные процессы). Конечно, не стоит ожидать, что
сконструированные единые мыслительные образы, предполагающие рациональное
социальное поведение индивидов и рациональные социальные структуры, в
действительности имеют точные соответствия. И это потому, что поведение очень
часто бывает иррациональным и социальная действительность состоит не из
полностью реализованных целей. Однако понятия идеального типа по причине
своей внутренней ясности должны, как считал М. Вебер, учить правильным
суждениям, указывать направление выдвижения гипотез. И хотя оно не полностью
отражает действительность, но задает направление познанию. Без сомнения, понятие идеального типа имеет свои
негативные стороны. Оно не направлено на иррациональное поведение, которому
придается большое значение в жизни общества. Метод применения понятия
идеального типа не способствует систематическому изложению иррациональных
феноменов. Они отходят в некоторой степени на второй план. Понятие идеального типа особенно удобно использовать во
всех случаях, где поведение людей в высшей степени рационально и согласовано
относительно общей поставленной цели. Тогда очень велика вероятность, что
осмысленные действия служат реализации той цели, которая намечена. При
условии понимания действий людей возможно объяснение причин социальных
событий. Но не существует такого общественного события, которое
фактически разрушается так, как это предустанавливает конструкция идеального
типа. Правда, социальные структуры и процессы в большей степени соответствуют
конструкции идеального типа, построенной по принципу целесообразности и
рациональности. Примером может быть полностью рационализированное современное
промышленное предприятие. Противоположным примером, который охотно приводил
М.Вебер, в экономической сфере общества, воплощающей принцип рациональности,
является «биржевая паника». Понятие идеального типа, как и все типические понятия,
отличается относительной универсальностью. Оно конкретнее по своим
тенденциям, чем термины и так называемые аналитические понятия, но более
абстрактно, чем «имена», которые представляют исключительность и индивидуальность
определенного типа исторического феномена. Понятие идеального типа должно
быть всеобщим в такой мере, чтобы служить сравнению различных исторических
событий, хотя и не настолько, чтобы выступать в качестве «высшего понятия»,
которое охватывает явления без остатка, между тем как оно представляет некую
сетку, на которую может быть спроецирована социальная действительность. С
другой стороны, понятие идеального типа не настолько всеобще, чтобы оно могло
быть применимо к любому историческому периоду и к любой общественной системе.
(Понятие такого идеального типа, как церковь, даже если оно носит настолько
всеобщий характер, что подходит к нехристианским религиозным общинам,
например, к исламским, предполагает в каждом случае организационную градацию
общества и такой тип религии, который отсутствует в так называемых
первобытных обществах.) Понятие идеального типа вызывает к себе интерес тогда,
когда ставится вопрос о том, существуют ли структурные соответствия прежде
наблюдавшемуся лишь на одной исторической территории феномену в других
культурах или общественных системах. (Например, вопрос «Был ли в Японии
феодализм?» может быть осмыслен вместе с таким понятием идеального типа,
ориентированного на европейское средневековье, как феодализм, но которое, с
другой стороны, не является настолько всеобщим и универсальным, что под него
подпадает любое доиндустриальное, многоуровневое и патриархальное
общественное устройство.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Copyright © Tehnologam.narod.ru
|
|||