Материалы >> Социология >> |
|||
|
6.
Практические методы социологического исследования. Выдвижение и
проверка гипотез.
Гипотеза в социологическом исследовании – это научно обоснованное
предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и
связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития.
Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате
предварительного анализа изучаемого объекта. Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть
процесс ее эмпирического обоснования, ее проверки в ходе социологического
исследования. В результате такого исследования гипотезы либо опровергаются,
либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которых уже
доказана. Социолог должен прибегать к таким методам сбора информации, как
наблюдение, опрос, тестирование и т. д. В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных,
который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом
непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся
контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения
является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого
поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора
первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных
суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что
исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего
исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или
группы говорить или от их умения отвечать на вопросы. В наблюдении заложена определенная доля объективности,
которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций,
явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент.
Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения,
которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной
действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию.
Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больше элемент
субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще
одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающей его применение,
является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения. Виды наблюдения. В зависимости от роли
наблюдателя в изучаемой ситуации различают четыре вида наблюдения: полное
участие наблюдателя в ситуации; участник ситуации как наблюдатель;
наблюдатель как участник; наблюдатель не участвует в процессе. Полное участие в ситуации предполагает включение
наблюдателя в изучаемую группу как полноправного ее члена. Роль наблюдателя
неизвестна членам группы. Примером этой разновидности наблюдения может
служить работа исследователя в изучаемом коллективе рабочих без раскрытия им
своего действительного положения. Классический пример использования этого метода – работа
американского социолога У. Уайта, который три года прожил в квартале
итальянских эмигрантов одного из американских городов, изучая их обычаи,
взаимоотношения, адаптацию к новой культуре, язык, жаргон, и даже подружился
с главарями соперничавших банд рэкетиров и т. д. Этот метод имеет следующие особенности. Незаменимый на
предварительном этапе исследования, когда погружение в жизнь объекта
стимулирует творческий процесс (постановку проблемы, выдвижение гипотез
исследования), а также на этапе обобщения результатов (ведь исследователь
начинает «чувствовать» эту среду и может тонко объяснить выявленные
тенденции, связи). Но волей-неволей длительное погружение в жизнь изучаемого
объекта формирует привязанности, симпатии и антипатии, а это ведет к
субъективизму наблюдателя, неосознанной фильтрации событий и т. п. Вместе с
тем, когда предметом изучения становится самобытность той или иной культуры,
включенное наблюдение способно достаточно эффективно решать поставленные
задачи. Ситуация открытого наблюдения по сравнению с методикой
скрытого наблюдения имеет свои преимущества: наблюдатель легче входит в
исследовательскую ситуацию, поскольку ему не нужно осваивать новую,
непривычную ролевую позицию; наблюдаемый коллектив адаптируется к присутствию
наблюдателя и при положительном отношении к целям исследователя начинает
активно помогать ему в сборе материала. Опрос – самый распространенный метод
сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех
социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к
непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало
поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению. Вот почему опрос
незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик
общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от
постороннего взгляда и проявляются лишь в определенных условиях и ситуациях. Точную информацию дает сплошной опрос. Более экономичным и
в то же время менее надежным способом получения информации является выборочное обследование. Если
обозначить все население или ту его часть, о которой вы стремитесь получить
сведения, как генеральную совокупность,
то выборочная совокупность (или
просто выборка) – это точная, но
уменьшенная ее копия. Знаменитый институт Гэллапа в США регулярно опрашивает
1,5– 2 тысячи человек, а получает достоверные сведения о том, как будут
голосовать на предстоящих выборах все 300 миллионов американцев. Ошибка не
превышает нескольких процентов. Итак, выборочная совокупность должна быть точной копией
генеральной. Отклонение от оригинала называется ошибкой репрезентативности. Она не должна быть очень большой, в
противном случае социолог не имеет права распространять выводы исследования,
в ходе которого опрошена часть людей, на все население. Репрезентировать – значит точно отражать генеральную совокупность
при помощи выборочной. Математическая статистика вооружила социолога самыми
современными методами расчета выборки. Главное, чтобы накануне исследования
социолог точно определил, кто является типичным представителем генеральной
совокупности, и добился того, чтобы у всех были равные шансы попасть в
выборку. А кто именно должен быть опрошен, решают случай и математика. Принципы выборочного обследования лежат в основе всех
методов социологии – анкетного опроса, интервью, наблюдения, эксперимента,
анализа документов. Действительно, каким бы способом вы ни изучали людей,
всех их охватить невозможно. Две основные разновидности социологического опроса – анкетирование и интервьюирование. При анкетировании
опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По
форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем
случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает
также очным и заочным. Наиболее распространенные формы заочного: почтовый
опрос, опрос через газету, журнал. Интервьюирование предполагает личное общение с
опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель)
сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть
прямым, как говорится, лицом к лицу, и опосредованным, например, по телефону. В зависимости от источника (носителя) первичной
социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником
информации выступают представители различных социальных групп, деятельность
которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых
опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах
главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или
теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные
заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты,
способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.
Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов –
экспертные опросы, или оценки. Качество оценок самих
результатов (подтверждающих определенные условия верификации среди указанных
в гипотезе) зависит от концептуально-аналитических подходов экспертов, их
идеологической ангажированности. Почти во всех индустриальных странах проводились и
проводятся социологические
эксперименты, доставляющие эмпирическую информацию с помощью самых
различных способов социального измерения. Только в социологическом
эксперименте создается исследовательская ситуация, которая позволяет получать
весьма специфическую социальную информацию, не извлекаемую другими методами
социального измерения. Социологический
эксперимент – метод получения социальной информации в контролируемых и
управляемых условиях исследования социальных объектов. При этом социологи
создают специфическую экспериментальную ситуацию с направленно воздействующим
на нее особым фактором, не характерным для обычного течения событий. Под
влиянием такого фактора (или ряда факторов) происходят определенные изменения
в деятельности исследуемых социальных объектов, фиксируемые
экспериментаторами. Чтобы правильно выбрать такой фактор, называемый
независимой переменной, необходимо предварительно изучить социальный объект
теоретически, так как он может привести к всестороннему изменению объекта или
«раствориться» в многочисленных связях и не оказать существенного влияния на
него. Контент-анализ предполагает извлечение социологической
информации из документальных источников. Он основан на выявлении некоторых
количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). Иначе
говоря, контент-анализ в социологии – это количественный анализ любого рода
социологической информации. В настоящее время применение этого метода связано
с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество этого метода —
в оперативном получении фактографических данных о том или ином социальном
явлении на основе объективной информации. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Copyright © Tehnologam.narod.ru
|
|||