Материалы >> Социология >> |
|||
|
3. Структура
социологии. Микросоциология и макросоциология. Социологи исследуют общество на двух уровнях: микро- и
макроуровне. Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном
межличностном взаимодействии. Исследователи, работающие в этом ключе,
считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех
смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с
другом. Главный предмет их исследований – поведение индивидов, их поступки,
мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает
влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены. Макросоциологию интересуют крупномасштабные
социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени.
Основное внимание она уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность
любого общества. Эти модели, или структуры, представляют собой такие социальные
институты, как семья, образование, религия, а также экономический и
политический строй. Люди, вовлеченные в данную систему социальных структур,
испытывают на себе их глубокое влияние. Макросоциологи изучают взаимосвязи
между различными частями общества и динамику их изменений. В развитии социологии можно выделить два основных
направления: фундаментальное и прикладное. Первое направление
занимается социально-философским осмыслением наиболее общих проблем развития
и функционирования общества и места в нем человеческой личности,
эпистемологическими проблемами социологии, механизмами построения структур
социальных ассоциаций, математических моделей социальных общностей и
процессов, методами изучения социальных процессов и явлений и т.д. На
фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими
науками: философией, историей, культурологией, политологией, антропологией,
психологией, экономикой, космогонией и др. Социологические концепции этого
уровня отличаются высокой степенью абстракции; при этом, как правило, не
выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная
группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято
называть общесоциологическим, а
теории возникающие на этом уровне, - общесоциологическими. Фундаментальные
социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они
основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон
общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных
структур законах поведения людей. Вместе с тем очевидно, что социология как
наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных
социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти
данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических
исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов). Что
касается эмпирического уровня, то
в социологии это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов
социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также
обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений
социальной жизни. Сюда относятся теоретические обобщения, полученные методом
индукции (умозаключения от частных, единичных случаев к общим выводам).
Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно
связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием
конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным,
нежизнеспособным. В то же время эмпирические исследования, не связанные
общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства
социальных явлений. Резко возросший уровень эмпирических исследований
потребовал универсального теоретического аппарата для объяснения результатов
теоретических изысканий. Однако аппарат фундаментальной социологии не
подходил для изучения таких разных социальных феноменов, как семья,
государство, девиантное (отклоняющееся) поведение и т.д. В свою очередь,
фундаментальная социология испытывала значительный дефицит в эмпирической
информации, так как эмпирические исследования, как правило, проводились в
узкопрактических, утилитарных целях и трудно было связать их в единую
систему. В результате произошел разрыв между фундаментальной социологией и
эмпирическими исследованиями. В практической деятельности это отразилось, с
одной стороны, на создании спекулятивных, не основанных на достаточно широкой
эмпирической базе теоретических построений, а с другой – в появлении таких
направлений получения знания, как позитивизм и эмпиризм, отрицающих
необходимость общесоциологических, фундаментальных теорий. Противостояние фундаментальных и эмпирических исследований
в значительной степени тормозило развитие социологии, мешало кооперации
ученых и объединению их усилий. Выход из этого положения был найден в
результате формирования еще одного уровня социологического знания – теорий среднего уровня. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Copyright © Tehnologam.narod.ru
|
|||