Материалы >> Региональная экономика (регионолистика) >>

 

6. Факторы размещения производительных сил.

 

 

Наряду с закономерностями и принципами размещения производительных сил в теоретическом обосновании размещения производства важную роль играют и многообразные факторы, определяющие локализацию производства, влияющие на конкретное размещение отдельных отраслей хозяйства, на формирование территориальных комплексов различного ранга — экономических районов, республик, областей, внутрирайонных ТПК.

Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и ТПК.

Все многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы: природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для раз-вития отдельных отраслей и районов; экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и ее рациональному природопользованию; демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами. В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры. Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и экономические факторы.

В размещении отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, а также в процессе формирования районных пропорций необходимо учитывать совокупность всех групп факторов, но в то же время следует выделять факторы, особо влияющие как на размещение производства отдельных отраслей, так и на формирование территориальных пропорций.

При размещении отраслей добывающей промышленности особенно важна экономическая оценка ресурсов: горно-геологические условия того или иного ресурса, мощность пласта или рудного тела, глубина залегания, размеры запасов, особенно балансовых, качество (содержание железа в железных рудах, нужных компонентов в рудах цветных металлов, калорийность углей, компонентный состав нефти или газа и т. д.). Вместе с тем для размещения отраслей добывающей промышленности важен транспортный фактор, т. е. наличие железных дорог, водных путей, трубопроводов и т. п. Учитываются при этом и условия для строительства отдельных видов транспорта, пропускная способность, например железных дорог, наличие транспортных средств, подвижного состава железных дорог или же судов для водных перевозок, их грузоподъемность, а также стоимость перевозок добытого сырья до его потребителя. Важным фактором для развития и рационального размещения добывающей промышленности является уровень научно-технического прогресса, обеспечивающий наибольшую эффективность добычи того или иного ресурса. Немаловажным фактором в добывающей промышленности является и обеспеченность районов добычи электроэнергией. Анализируя особенности размещения отраслей добывающей промышленности, следует учитывать совокупность факторов при решающем значении приближения объектов добычи ресурса к сырьевой базе.

Еще более сложную совокупность факторов представляет размещение отраслей обрабатывающей промышленности. Здесь сочетаются факторы: энергетический, сырьевой, водный, трудовой, транспортный и т. д.

В современной экономической литературе в зависимости от различной ориентации на тот или иной фактор принято классифицировать отрасли обрабатывающей промышленности следующим образом: обрабатывающие отрасли сырьевой ориентации, обрабатывающие отрасли топливной ориентации, энергетической, топливно-энергетической, водопотребительской, потребительской ориентации, а также обрабатывающие отрасли с ориентацией на наличие трудовых ресурсов, особенно высоко-квалифицированных кадров.

Из группы природных факторов большое влияние на размещение производства оказывает водный фактор. Он часто выступает в единстве с энергетическим фактором. Некоторые производства считаются энергоемкими и в то же время водоемкими (например, производство алюминия). При постоянно растущих объемах водопотребления в народном хозяйстве стоит задача экономного, рационального расходования водных ресурсов. При этом следует учитывать неравномерность размещения водных ресурсов. Основным критерием водопотребления считается расход свежей воды на единицу готовой продукции.

Особо крупным потребителем воды считается промышленность, она расходует 40% всей воды, потребляемой народным хозяйством. К числу водоемких отраслей промышленности следует отнести в первую очередь отрасли химической промышленности, они же являются и энергоемкими. Из отраслей химии особенно большой расход воды приходится на целлюлозно-бумажную, гидролизную промышленность, производство синтетических волокон. К водоемким отраслям относятся также текстильная промышленность, особенно производство хлопчатобумажных и шелковых тканей, теплоэнергетика, а также отрасли цветной и черной металлургии (производство черной меди). Так, например, при производстве 1 т синтетических волокон расход воды составит 2600 м3, а 1 т хлопчатобумажных тканей — 1260 м3. Крупным водопотребителем является нефтеперерабатывающая промышленность. Завод по переработке сырой нефти расходует на 12 млн т нефти до 60 млн м3 свежей воды в год. Металлургический завод мощностью 3 млн т чугуна и 1 млн т стали расходует 240 м3 воды, тепловая электростанция мощностью 1200 тыс. кВт потребляет 1200 млн м3 воды.

Введение платы за воду и установленные лимиты на ее потребление предприятиями, введение штрафов за превышение расходования воды значительно сократят расход воды, обеспечат более рациональное водопользование.

Развитие сельского хозяйства и размещение его отраслей наряду с водным фактором обусловливают земельный фактор.

Земельный фонд России вполне достаточен для обеспечения нужд всех отраслей сельскохозяйственного производства. Однако следует иметь в виду, что ежегодно вдет отвод земель для несельскохозяйственного назначения: для строительства промышленных предприятий, которым нужны значительные строительные площадки, а также для строительства железных, шоссейных дорог, трубопроводов, линий высоковольтных передач. Ежегодно при интенсивном развитии промышленного и транспортного строительства отчуждение земель на несельскохозяйственные нужды превышает 2 млн га. Это приводит к значительному сокращению сельскохозяйственных площадей, а следовательно, возникает потребность всемерной экономии земельных ресурсов, рационального их использования, интенсификации сельского хозяйства.

Большое влияние на рациональное размещение производительных сил оказывают демографические факторы. При размещении отдельных предприятий и отраслей хозяйства необходимо учитывать как уже сложившуюся в данном месте демографическую ситуацию, так и перспективную ситуацию, а также будущий прирост самого производства. При размещении строительства новых хозяйственных объектов следует иметь в виду, что население в трудоспособном возрасте сокращается. Поэтому стоит задача экономии трудовых ресурсов, более рационального их использования, высвобождения рабочей силы в результате комплексной механизации и автоматизации производства, лучшей организации труда.

Современная демографическая ситуация характеризуется большой неравномерностью расселения. В большей степени плотно заселены районы европейской части страны: Центральный, Северо-Западный, Северный Кавказ. Вместе с тем районы Сибири и Дальнего Востока, Севера имеют очень низкую плотность населения. Поэтому при строительстве новых крупных производств на востоке и севере страны необходимо привлечь в эти районы трудовые ресурсы из многонаселенных европейских районов страны, создать для них благоприятную социальную инфраструктуру с тем, чтобы закрепить эти кадры во вновь осваиваемых районах с экстремальными условиями.

В связи с ростом производства в восточных районах страны и острым дефицитом в них трудовых ресурсов, особенно высококвалифицированных кадров, ставятся задачи всемерной интенсификации производства, ускорения подготовки квалифицированных кадров и привлечения на новые стройки трудовых ресурсов из европейских районов страны.

Большое значение имеет трудовой фактор и в перспективном развитии сельского хозяйства, где ощущается значительный недостаток в трудовых ресурсах. Только решение важнейших социальных проблем на селе, частная собственность на землю, сближение уровней жизни города и деревни, всемерное развитие жилищного строительства и других инфраструктурных отраслей даст возможность закрепить кадры, особенно молодежи, на селе.

Важной стороной кадровой политики, влияющей на развитие и размещение производства, является фактор заработной платы, особенно для районов Севера, восточных районов, т. е. районов трудодефицитных с экстремальными условиями, слабозаселенных.

Из многообразия экономических факторов, влияющих на развитие и размещение производства, следует выделить транспортный фактор.

При размещении всех отраслей хозяйства этот важнейший фактор имеет особое значение, так как он обеспечивает экономические связи между районами и центрами, способствует освоению вновь открытых природных ресурсов, изменяет экономико-географическое положение территорий, способствует улучшению территориальной организации хозяйства всей страны. При планировании размещения предприятий стоит задача транспортного строительства, задача ликвидации или сокращения дальних нерациональных перевозок. Транспорт обеспечивает не только освоение новых территорий на севере и востоке страны, но и обеспечивает потребность западных районов в топливе и сырье. Несмотря на огромное значение транспортного фактора в рациональном и планомерном размещении производительных сил, еще велики встречные и чрезмерно дальние перевозки грузов, продукции лесозаготовок, металла, полуфабрикатов и часто громоздких малотранспортабельных изделий других отраслей промышленности.

Учет транспортного фактора является особенно важным при размещении производства любой отрасли. Причем оптимальные размеры предприятий следует определять исходя из экономической целесообразности, но обязательно с учетом транспортных издержек.

Транспортный фактор играет большую роль в эффективном межрайонном перемещении ресурсов на значительные расстояния. Эффективность транспорта повышается в результате электрификации железных дорог, развития систем трубопроводов и дальних высоковольтных линий электропередач.

Важным экономическим фактором размещения производства является научно-технический прогресс (НТП), представляющий непрерывный процесс развития науки, техники и технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации труда и производства. Непрерывность НТП зависит в значительной степени от развития фундаментальных исследований, открывающих новые свойства материалов, законы природы и общества, а также от прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, позволяющих реализовать научные достижения в новую технику и технологию.

В условиях замедления темпов роста трудовых, минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов возрастает значение научно-технического прогресса в совершенствовании территориального разделения общественного труда, экономическом развитии отдельных регионов и страны в целом.

Большую роль научно-технический прогресс играет в рациональном размещении производства и производительных сил 4 целом. Изменяется специализация сложившихся регионов, Зачинается хозяйственное освоение новых территорий со сложными климатическими условиями.

Одним из направлений научно-технического прогресса является использование новых технологических решений при освоении природных богатств восточных районов страны. Применение новых технологических схем даст возможность вести комплексную переработку сырья, заменять их традиционные источники новыми. Так, использование новых методов бурения скважин и добычи сырья, приспособленных к специфическим условиям западно-сибирского Севера, позволило значительно сэкономить денежные ресурсы на устройстве каждой скважины. Впервые и мировой практике в Среднем Приобье при турбинном бурении были широко использованы гидромониторные долота, что позволило удвоить механическую скорость проходки скважин. Применение новых технологий помогло также освоить крупные газоконденсатные месторождения близ Оренбурга и Астрахани. Значительные изменения в территориальной организации хозяйства связаны с применением таких новых направлений, как развитие робототехники, роторных и роторно-конвейерных линий, гибких автоматизированных производств, обеспечивающих высокую производительность. Особенно важную роль эти направления играют в районах дефицитных или ограниченных трудовых ресурсов. Технический прогресс, сокращающий потребность в трудовых ресурсах за счет роста производительности труда, является главным звеном экономической стратегии освоения отдаленных и труднодоступных районов.

В условиях формирования рыночных отношений научно-техническая революция требует значительных структурных и качественных изменений производственных основных фондов. Наращивание экономической мощи в последние десятилетия имело экстенсивный характер. Научно-техническая и производственная база нашей страны не отвечает требованиям интенсификации общественного производства. Свыше 50% оборудования и машин эксплуатируются более 10 лет, в то время как сменяемость оборудования в Японии составляет 6-8, а в европейских государствах – 10-12 лет. Особенно тяжелая ситуация сложилась в старопромышленных районах европейской части России, где действующие предприятия в течение длительного времени не подвергались реконструкции и техническому переоснащению. Решение задачи повышения эффективности общественного производства в стране возможно лишь при условии ускорения научно-технического прогресса.

Реализация достижений научно-технического прогресса влияет на формирование территориальных народнохозяйственных пропорций и воздействует на территориальное разделение труда. Велико значение в формировании территориальных пропорций экономических факторов: капитальных вложений, освоение основных фондов и т.д.

В соответствии с учетом факторов размещения производства определяется место для строительства того или иного предприятия, производятся необходимые изыскания и технико-экономические расчеты для обоснования местоположения предприятий, выявляются транспортные условия, энергетические, сырьевые и водные ресурсы намечаемого района строительства и т.п. В технико-экономических расчетах указываются примерная мощность (размер) проектируемого предприятия, его производственная программа с основной номенклатурой изделий, ориентировочная потребность в главных видах сырья, топлива и электроэнергии, ориентировочная стоимость и очередность строительства и т.п. Технико-экономические расчеты и обоснования строительства обеспечивают правильное территориальное размещение предприятий, строительство их с наименьшими материальными и трудовыми затратами и, следовательно, в значительной степени определяют рентабельность работы этих промышленных объектов.

В ходе решения задач могут быть определены:

• объемы производства на действующих и реконструируемых предприятиях;

• пункты нового строительства и целесообразные мощности новых объектов;

• специализация многономенклатурных предприятий по выпуску каждого продукта;

• объемы расхода различных ресурсов (сырья, топлива, электроэнергии, оборудования, труда) на каждом предприятии;

• размеры капиталовложений на поддержание мощностей действующих предприятий, на реконструкцию и строительство новых объектов;

• потери от ликвидации нерентабельных предприятий;

• объемы добычи сырья и топлива, обеспечивающие данную отрасль промышленности.

В размещении производительных сил велика роль всей совокупности факторов. Экономически обоснованное размещение производительных сил с учетом совокупности факторов в условиях рыночной экономики будет способствовать более эффективному использованию природно-ресурсного потенциала и комплексному развитию регионов.

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © Tehnologam.narod.ru
При перепечатке и размещении материалов сайта на других ресурсах ссылка на
http://www.tehnologam.narod.ru обязательна.

 

Сайт управляется системой uCoz