Материалы >> Детали машин >> |
|||
|
15.
Повреждения зубчатых передач. Существуют следующие разновидности повреждений в зубчатых
передачах: 1. Поломка зуба
– наиболее распространенный вид повреждения. Основная причина его связана с
образованием усталостной трещины в зоне концентрации напряжений от длительной
циклической нагрузки. Поломка зубьев связана с напряжениями изгиба. Чаще
всего наблюдается выламывание углов зубьев вследствие концентрации нагрузки. Различают: поломку от больших перегрузок; усталостную
поломку, происходящую от действия переменных напряжений вследствие
длительного срока службы. Меры предупреждения поломок: увеличение модуля;
термообработка; положительное смещение при изготовлении. 2. Повреждения
поверхности зубьев, связанные с контактными напряжениями и трением.
Основной вид разрушения поверхности – это усталостные выкрашивания: на поверхности появляются небольшие
углубления, которые растут со временем. Меры предупреждения такой поломки:
определение размера зубчатых колес из расчета на усталость по контактным
напряжениям; повышение твердости материала путем термообработки; повышение
степени прочности изготовления. Также разновидностью поломки этого типа
является абразивный износ. Он
происходит при плохой смазке. Абразивному износу подвержены, прежде всего,
открытые передачи, либо он может происходить в закрытых передачах при
недостаточной защите от загрязнений. У абразивно-изношенной передачи
образуются зазоры в зацеплении, появляется шум, повышаются динамические
нагрузки, уменьшается площадь сечения. Меры предупреждения появления
абразивного износа: повышение твердости поверхности зубьев и применение
специальных масел. 3. Заедание –
наблюдается в высоконагруженных и
высокоскоростных передачах. В таких передачах развивается высокая температура
в месте соприкосновения зубьев, способствующая разрыву масляной пленки, что
приводит к металлическому контакту.
Меры предупреждения: повышение твердости поверхности зубьев и применение
специальных масел с повышенной вязкостью, охлаждение смазки. 4. Пластические
сдвиги: наблюдаются у тяжелонагруженных тихоходных зубчатых колес,
которые выполнены из мягкой стали. Устраняются пластические сдвиги повышением
прочности рабочей поверхности зубьев. 5. Отслаивание
– возникает у зубьев, которые были подвергнуты термической обработке. Меры
предупреждения отслаивания: высокое качество термической обработки; также
необходимо снимать внутреннее напряжение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Copyright © Tehnologam.narod.ru
|
|||