Материалы >> Детали машин >> |
|||
|
9.
Машиностроительные материалы. Выбор материала. Критерии выбора
материала: 1. Эксплуатационный – т.е. материал должен удовлетворять
условиям работы деталей. 2. Технологический – т.е. материал должен удовлетворять
возможности изготовления детали при выбранном технологическом процессе. 3. Экономический – т.е. материал должен быть выгоден с
точки зрения стоимости детали. Детали, размеры которых определяются путем проектировочных
расчетов из условия прочности, выполняют из материала с высокими прочностными
характеристиками. Деталь, размеры которой определяются жесткостью, выполняют
из материала с высоким модулем упругости. Деталь, подверженная высоким контактным напряжениям и
износу в условиях качения, изготавливают из стали с термообработкой до
повышенной твердости. В условиях скольжения из двух сопряженных деталей,
основным критерием для которых является износостойкость, одну деталь
изготавливают с более твердой поверхностью. Сопряженную деталь в антифрикционных узлах (подшипники
скольжения) делают из антифрикционного материала. Во фрикционных узлах
(тормоза) выполняют из фрикционных материалов. Под антифрикционными понимают материалы (бронза, латунь),
характеризующиеся низким коэффициентом трения и высокой износостойкостью. Под
фрикционными понимают материалы
(металлокерамика, пластмассы на основе асбеста), характеризующиеся высоким коэффициентом
трения, высокими износо- и теплостойкостью. Детали, работающие при высоких температурах, изготавливают
из прочных сталей. Твердый материал в паре с мягким хорошо противостоит
заеданию. Хром-резина (при смазывании минеральным маслом и водой), хром-бронза
(при пластичных смазочных материалах). Твердые материалы в паре с твердыми материалами обладают
высокой износостойкостью. Мягкий материал в паре с мягким материалом (никель с
никелем) имеет низкую износостойкость. Пористые спеченные материалы и антифрикционные сплавы
применяют в труднодоступных для смазывания узлах трения. Пластмассы повышают эффективность и надежность узлов
трения. Чугуны – железоуглеродистые сплавы с
содержанием углерода 2,14-6%, имеют хорошие литейные свойства, но пониженную
пластичность. Стали – железоуглеродистые сплавы с
содержанием углерода до 2,14%. Бывают высоколегированные (10% легирующих
компонентов), среднелегированные (2,5-10%) и низколегированные (до 2,5%). Бронзы – разделяют на оловянные,
свинцовые, кремнистые, алюминиевые. Обладают высокими антифрикционными
свойствами, хорошим сопротивлением к коррозии. Латуни – делятся на: двойные сплавы
(медь и цинк) и сложные (дополнительно содержащие другие добавки). Отливаются
хорошим сопротивлением к коррозии, электропроводностью, прочностью, хорошими
технологическими свойствами. Баббиты – сплавы на основе мягких
металлов (олово, свинец, кальций). Легкие сплавы – это сплавы с малой плотностью
(не более 3,5 г/см3) на алюминиевой или магниевой основе. Биметаллы – состоят из двух и более слоев.
Удовлетворяют требованиям к сердцевине изделий, например, прочность и
жесткость, и к поверхностным слоям. Их применение приводит к большой экономии
дорогих сплавов. Композиционно-металлические
материалы –
изготавливаются из высокопрочных волокон и основы из мягких металлов. Пластмассы – материалы на основе
высокомолекулярных органических соединений, обладающие пластичностью,
позволяющей формовать изделия. Резина – материал на основе натурального
или синтетического каучука. Обладают свойством обратимой деформации,
рассеивают при деформации энергию, хорошо гасят колебания, обладают
сопротивлением к истиранию. Порошковые материалы – керамика, поликристаллические
материалы, основанные на соединении неметаллов друг с другом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Copyright © Tehnologam.narod.ru
|
|||