Материалы >> Детали машин >>

 

15. Повреждения зубчатых передач.

 

 

Существуют следующие разновидности повреждений в зубчатых передачах:

1. Поломка зуба – наиболее распространенный вид повреждения. Основная причина его связана с образованием усталостной трещины в зоне концентрации напряжений от длительной циклической нагрузки. Поломка зубьев связана с напряжениями изгиба. Чаще всего наблюдается выламывание углов зубьев вследствие концентрации нагрузки.

Различают: поломку от больших перегрузок; усталостную поломку, происходящую от действия переменных напряжений вследствие длительного срока службы. Меры предупреждения поломок: увеличение модуля; термообработка; положительное смещение при изготовлении.

2. Повреждения поверхности зубьев, связанные с контактными напряжениями и трением. Основной вид разрушения поверхности – это усталостные выкрашивания: на поверхности появляются небольшие углубления, которые растут со временем. Меры предупреждения такой поломки: определение размера зубчатых колес из расчета на усталость по контактным напряжениям; повышение твердости материала путем термообработки; повышение степени прочности изготовления. Также разновидностью поломки этого типа является абразивный износ. Он происходит при плохой смазке. Абразивному износу подвержены, прежде всего, открытые передачи, либо он может происходить в закрытых передачах при недостаточной защите от загрязнений. У абразивно-изношенной передачи образуются зазоры в зацеплении, появляется шум, повышаются динамические нагрузки, уменьшается площадь сечения. Меры предупреждения появления абразивного износа: повышение твердости поверхности зубьев и применение специальных масел.

3. Заедание – наблюдается  в высоконагруженных и высокоскоростных передачах. В таких передачах развивается высокая температура в месте соприкосновения зубьев, способствующая разрыву масляной пленки, что приводит  к металлическому контакту. Меры предупреждения: повышение твердости поверхности зубьев и применение специальных масел с повышенной вязкостью, охлаждение смазки.

4. Пластические сдвиги: наблюдаются у тяжелонагруженных тихоходных зубчатых колес, которые выполнены из мягкой стали. Устраняются пластические сдвиги повышением прочности рабочей поверхности зубьев.

5. Отслаивание – возникает у зубьев, которые были подвергнуты термической обработке. Меры предупреждения отслаивания: высокое качество термической обработки; также необходимо снимать внутреннее напряжение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © Tehnologam.narod.ru
При перепечатке и размещении материалов сайта на других ресурсах ссылка на
http://www.tehnologam.narod.ru обязательна.

 

Сайт управляется системой uCoz